Курск, ул. Пионеров, 6

Поиск

 

 

 
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН
Личный прием граждан директором Курского государственного областного музея археологии проводится в первый понедельник каждого месяца с 09.00 до 10.00 ч.

Дата приема в апреле - 1 апреля.

Адрес: г. Курск, ул. Пионеров, д.6

 
pdd

 
 

Ткань с золотным шитьем. Шелк, волока. Ткачество, шитье золотное. к. XV – нач. XVI в.

В коллекции нашего музея есть редчайшая для наших территорий находка – фрагмент золотного шитья. Он был обнаружен при исследовании городища Царский Дворец, погибшего в конце XIV – первой половине XV вв. После гибели крепости окрестные жители почти столетие использовали внутреннюю площадку городища в качестве кладбища, где хоронили представителей высших слоёв местного населения.

Шитье нашли в одном из погребений, находившихся на территории крепости. Там же обнаружили множество мелких фрагментов шитья и скопление золотных нитей. Именно благодаря почти сплошной вышивке ими ткань и сохранилась.

Фрагмент шитья являлся частью богатого стоячего воротника-козыря высотой 5,5 – 6 см.  Воротник был сшит из ткани, украшенной золотным шитьем, и ленты шириной около 2 см, тоже затканной золотными нитями и пришитой к краю изделия. Для прочности с изнаночной стороны шитье было укреплено листом бересты.  Растительный орнамент воротника выполнен в виде лилий и переплетающихся побегов, на верхушках которых отчетливо видны головки животных. Точных аналогий такому мотиву в вышивке найти пока не удалось.

 

 

Застежка книжная. Сплав медный, литье. XI-XIII вв.

Перед вами интересный предмет из нашей музейной коллекции – книжная застежка. Такие предметы довольно часто и повсеместно находят археологи, что говорит об их широком распространении. Бытовали они с XI по XVI век.  Зачем же они были так нужны древним грамотеям?

Дело в том, что листы рукописных пергаментных книг имели свойство сворачиваться, а доски, служившие обложкой, со временем изгибались, поскольку кожа листов и дерево легко поглощают влагу. Чтобы предохранить книгу от деформации, использовались застежки, плотно стягивающие листы между досками пе­реплета. Застежки делались из кожи в виде ре­мешков, имеющих на концах металлические петли. Ремешки прибивались к ниж­ней доске. В верхнюю доску вбивались медные стерженьки. Чтобы «за­стегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.  С течением времени застежка из функционального элемента переплета все больше превращалась в декоративный, вписываясь в общий ансамбль украшений книги и демонстрируя богатство владельца.

Книги берегли и хорошо понимали, что для сохранности их необходимо за­стегивать. Поэтому на старинных книгах можно встретить та­кие предупреждения: «Аще кои поп или диакон чтёт сию книгу, а не застегнет — проклят будет!».

 

 

Кольцо височное спиральное. X-XI вв. Металл белый. Волочение, гнутье.

Височное кольцо -  наиболее характерное украшение славянок. Именно по ним можно было отличать женщин различных племен. Височные кольца отливали из металла, гнули  из проволоки, украшали бусинами. Носили их тоже по-разному. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленты или ремешки, иногда вплетали в волосы или продевали в мочку уха.

Среди височных колец, сделанных из проволоки, выделяется своеобразная группа похожих на латинскую букву S спиральных плоских колец.  Это отличительное женское украшение племени северян. Такие кольца часто встречаются в среднем течении реки Десны, в бассейне Сейма и верховьях Сулы, там, где в VIII -XI вв. жили северяне. Это височное кольцо найдено в одном из погребений Гочевского курганного могильника (Беловский район Курской области).

 

 

Пряжка. Металл белый. Литье, гравировка. III в.

Сегодня пряжка – неотъемлемый аксессуар мужского и женского костюма. У нее долгая история. Люди с древности использовали пояса и ремни, и в разное время изготавливали пряжки для них из разных материалов, проявляя неистощимую фантазию в формах и декорировании этого предмета.

В нашей музейной коллекции хранится интересный экспонат - серебряная пряжка III века нашей эры. В назначении этой вещи ошибиться невозможно, она, хотя и достаточно своеобразна,  весьма напоминает современные образцы.  Рамка нашей пряжки овальная, язычок далеко выступает за рамку и имеет у основания  плоскую квадратную кнопку, украшенную гравированным линейным орнаментом. Язычок и рамка сплошь декорированы насечкой. Округлый щиток изготовлен из плоской тонкой металлической пластины и крепится к рамке двумя массивными заклепками.

Такие пряжки были широко распространены на юге Восточной Европы в начале I тысячелетия нашей эры.

 

 

Скобель. Железо, ковка. XII - XIII вв. Найден при исследовании городища у с. Липино Октябрьского района Курской области.

Скобель — это универсальный плотницкий   инструмент, большой дуговидный нож с двумя поперечными ручками для строгания, снимания коры с брёвен. Среди других железных вещей их часто находят на поселениях и городищах. Наряду с топором скобель является одним из древнейших инструментов для обработки древесины.  Это орудие труда известно также как струг, наструг, кородёр. 

Работали скобелем держа его за ручки и при строгании двигая к себе. Скобелем обрабатывали бревна, кровельный тес, полотна дверей и ставен. Применяли его, как правило, для черновой зачистки дерева, поскольку полностью выровнять поверхность бревна скобелем невозможно -  остаются неровности, повторяющие форму ствола, и задиры от топора на сучках.

Этот инструмент мало изменялся с течением времени, например, скобели   XII в.   совершенно идентичны со скобелями последующих веков, включая XV— XVI вв. Применяются скобели в плотницком деле и сегодня.

 

 

Проколка. Кость. X - XII вв.

Найдена при раскопках городища Переверзево-2 в Золотухинском районе Курской области в 1981 г.

Проколки - простейшие заостренные орудия из костей животных -  встречаются на памятниках практически любого времени и почти любой археологической культуры. Это объясняется многофункциональностью костяного острия и легкостью его изготовления. Им можно было прокалывать различные материалы, скреплять что-либо, как булавкой, использовать при плетении и при распутывании веревок и шнуров. 

Чтобы определить, для чего использовали конкретное острие, археологи обращают внимание на следы, оставшиеся на орудии в результате его использования. В силу природных свойств кости трение в процессе работы о кожу, ткань и другие материалы приводит к полированию ее рабочей поверхности. Заполированным может оказаться острие и даже все орудие в зависимости от того, в каком качестве его использовали – проколки, булавки и т.п.

 

 

Наконечник стрелы. Бронза, литье. VI - V вв. до н.э.

Лук со стрелами – пожалуй,  самое распространенное скифское оружие, непохожее на луки других народов. Свои луки скифы делали составными из множества деревянных и костяных деталей, поэтому они не сохраняются в погребениях скифоидной археологической культуры, которые находят на  территории Курского края. Как выглядели скифские луки, мы знаем по редким  дошедшим до нас изображениям и сообщениям древних авторов.

Зато неплохо сохраняются наконечники стрел, почти все бронзовые и редко – железные или костяные. Большая часть скифского вооружения уже железная, но бронзовые наконечники стрел скифы использовали очень долго, поскольку отлить из бронзы целую серию одинаковых наконечников гораздо быстрее и проще, чем выковать их в том же количестве из железа. А каждый воин имел в колчане от 50 до 200 стрел. Форма наконечников со временем совершенствовалась, что приводило к увеличению дальнобойности стрельбы и росту пробивной силы стрелы.

Находки бронзовых наконечников стрел четко очерчивают ареал распространения скифского лука. Перед вами один из таких скифских наконечников с тремя выступающими лопастями, с шипом на втулке, с помощью которой его насаживали на древко. Его обнаружили близ с. Пены Беловского района Курской области в 2014 г.

 

 

Иконка нательная овальная двусторонняя гравированная. Конец XIX - начало XX вв. Металл белый. Литье, гравировка.

Многие сейчас носят на шее нательные иконки. Их носили на Руси с давних времен, они изготавливались разных форм, из разных металлов и их сплавов, разными способами. Перед вами овальная двусторонняя серебряная нательная иконка-образок, на одной стороне которого выгравировано поясное изображение Божьей Матери с младенцем, на другой - поясное изображение Николая Угодника. Внизу имеется клеймо мастера и проба, а вверху – ушко-колечко, впаянное в пробитое в иконке отверстие.

Такие нательные образки в XIX – начале XX вв. производились множеством больших и малых мастерских. Делали их в огромном количестве, поскольку носили их практически все, покупали детям, дарили друзьям и родичам. Распространен был обычай выпускать образки к какому-либо событию. Дарили своим выпускникам образки с изображениями святых и учебные заведения.

Изготавливали нательные иконки в большинстве способом штамповки или чеканки, что позволило увеличить производство и удешевить стоимость изделий. Поэтому помимо медных широкое распространение получили образки из серебра, которое как раз в это время значительно подешевело.  Серебряные изделия  встречаются  не только в городах, но даже на месте маленьких и небогатых деревень.

 

 

Кирпич рогатый миниатюрный. Глина. VII – IV вв. до н.э.

Часто на городищах юхновской, скифоидной и родственных им культур раннего железного века находят так называемые рогатые кирпичи – керамические предметы с плоским основанием, горизонтальным отверстием в центре и двумя выступами в верхней части, похожими на рожки. 

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе о том, зачем людям были нужны эти предметы. Одни считают их предметами ритуального назначения, поскольку иногда их специально закапывали, как, например, у подножия вала городища у с. Нартово Курского района. Другие считают их деталью очагов – подставками под вертел.

Известны и миниатюрные глиняные кирпичи – либо игрушки, либо модели предметов обычного размера, ну а если небольшие рогатые кирпичи просто одна из их разновидностей, то использовали их с какой-то вовсе неведомой нам целью. Один из таких кирпичиков-малышек перед вами. Его нашли во время исследований городища Кузина Гора в Курчатовском районе.

 

 

Пластина панцирная наплечная.  XIV в.  Железо, ковка.

Гочевская древнерусская экспедиция нашего музея много лет изучает Гочевский археологический комплекс памятников в Беловском районе Курской области, в том числе городище Царский Дворец. Это пограничная крепость XIV в. Датировать памятник помогли находки, сделанные при исследовании оборонительных сооружений городища. В их числе интересный и редкий для наших мест предмет -  панцирная железная пластина. Её обнаружили на месте отапливаемой полуподземной клети оборонительной стены. Она небольшая, почти треугольной формы и  слегка изогнута. В верхней, широкой части пластины, сохранилась заклёпка для крепления к другим частям доспеха, по боковым краям идут отверстия, предназначенные, вероятно, для крепления кольчуги (по 8 с каждой стороны). С внутренней стороны заметны следы коричневого тлена от кожи.

Эта находка является наплечной пластиной панциря, аналоги которому известны в Северной Европе, в частности, среди захоронений Висбю, датированных 1361 годом.

 

 

Долото. Железо, ковка. XII - XIII вв. Найдено на поселении-1 у д. Городище Курского района Курской области в 1993 г.

Долото́ — инструмент для обработки дерева, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов, выемок. При работе долото обычно держат одной рукой, прикладывая режущим концом к обрабатываемой детали, и другой рукой наносят удары молотком или киянкой по рукоятке.

Перед вами  простое цельнометаллическое долото,  представляющее собой железный четырёхгранный стержень с лезвием на одном конце и обухом — на другом. В основном именно такие долота бытовали в X-XV вв.  Вытянутое лезвие со скошенным углом наиболее удобно для долбления дерева, так что режущая часть долота до сих пор такая же, как в средние века. Ширина лезвия долот могла быть различной, от 7 мм до 2 см, а чем шире лезвие, тем длиннее было долото. Технология изготовления таких инструментов начиная с X в. заключалась в наварке  на железную основу стального лезвия. Наибольшее количество долот найдено в слоях XII — первой  половины XIII в.

 

 

Подкова обувная. XVII в.  Железо, кожа, ковка, подбой.

Во время изучения древних городов археологи часто находят железные обувные подковки, предохраняющие каблук от быстрого износа. Обувь  с  твёрдым  каблуком  появилась  довольно  поздно, не ранее  XIV в., поэтому и  железные  подковки,  которыми  часто  подбивали  каблуки, поздние. Особенно много их в слоях XVI – XVIII вв.

Обувные подковы существовали не сами по себе, а являлись конструктивной деталью обуви. В отличие от других элементов кожаной обуви железные подковки более долговечны и лучше сохраняются, а на этой подкове видны остатки наборного каблука, где просматриваются семь слоев кожи.  Подкова подбита к каблуку гвоздями с выпуклыми гранёными шляпками. Все подковки изготовлялись из обычного кричного железа, и наша не исключение. Эта подковка – далеко не единичная подобная находка, сделанная во время археологических исследований Курска, но единственная с остатками самой обуви.

 

 

Монета данг. Золотая Орда (Улус Джучи). Хан Узбек (1313 – 1341 гг.)

Курское княжество подверглось монгольскому разорению в 1239 г. Сам Курск стал центром Курской тьмы, резиденцией монгольского баскака. Монгольское присутствие на землях Курского края подтверждается археологическими находками – большим количеством золотоордынской керамики, отдельных монет и многочисленными монетными кладами. В составе кладов - серебряные ордынские монеты, которые назывались  «данги», и медные «пулы».

 Один из таких серебряных дангов, обнаруженный близ с. Якунино Курского района, перед вами.  Он хорошо сохранился, на аверсе монеты читается надпись «Султан верховный Узбек хан», на реверсе «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха».  Диаметр монеты 15 мм, а вес всего 1,46 грамма.

Обращение ордынской монеты в курском регионе достигло своего максимума в 1350-е гг. и продолжалось, хотя и в значительно меньшем объеме, вплоть до первой четверти XV в. Снижение количества ордынских денег связано с подчинением курских земель Великому княжеству Литовскому в 1364-1368 гг.  Ученые считают, что в именно в этот период военных потрясений население массово прятало сбережения, поэтому кладов ордынских монет так много.

 

 

Нож. Бронза, литье. X-IX вв. до н.э.

В нашем музее хранится бронзовый нож тагарской археологической культуры, названной так по острову Тагарский на Енисее около г. Минусинска, где был раскопан крупный могильник. Это культура эпохи бронзы и раннего железного века, ее памятники в большинстве своем датируются VII — началом II в. до н. э. и распространены в основном в Минусинской котловине (Хакасия) и соседних территориях. Предметы тагарской культуры привез в Курский край в начале XX в. чиновник и археолог-любитель К.П. Сосновский, работавший в Енисейской губернии в 1900-1904 гг. и исследовавший тамошние древности.

Сейчас тагарская культура хорошо изучена. Ножи — наиболее частая из тагарских металлических находок. Вообще в тагарскую эпоху, как и в более раннее, и в более позднее время, ножи были универсальными орудиями, служившими для самых разных целей: для обработки дерева, кости, для кройки обуви, одежды, для выкапывания различных съедобных кореньев, разделки мяса, для еды и т.п. Нож, который вы видите, относится к раннему периоду тагарской культуры, к эпохе бронзы.  Он цельнолитой, изготовлен в виде изогнутой пластины с уплощенным острием. Рукоять его  оканчивается  кольцом, которое позволяло в случае необходимости подвешивать нож.

 

 

Привеска монетовидная орнаментированная. Вторая половина I тыс. н.э. Сплав свинцово-оловянный, литье.

В коллекции нашего музея есть уникальный предмет – нашивная орнаментированная привеска-бляшка, отлитая из свинцово-оловянного сплава.  Обнаружена она при исследовании городища VI - IV вв. до н.э. Кудеярова Гора (Льговский район).

Бляшка представляет собой круглую пластину с прямоугольным выступом, на тыльной стороне которого имеется по 2 петельки для пришивания изделия, а на лицевой стороне крест, образованный перекрещивающимися полосами линейного орнамента. Бляшка еще в древности подверглась переделке. Она состоит из двух сложенных тыльными сторонами круглых пластин, которые пробиты насквозь соединительным штифтом в центре, поэтому могла использоваться и как подвеска.

Это единственный случай находки свинцово-оловянных изделий на городищах скифоидной культуры Курского Посеймья. Нашивных бляшек или круглых пластинчатых подвесок на этих памятниках нет, а найденные украшения отлиты из бронзы. Ученые считают, что бляшка относится ко второй половине I тыс. н.э.,  поскольку аналогичные ей  украшения встречаются на памятниках именно этого времени, а на Кудеяровой Горе кроме предметов раннего железного века обнаружили керамику VIII – IX вв.

 

 

Монета денарий. Римская империя. Время правления императора Адриана (117-138 гг.). Чекан 124-128 г. Аверс: бюст императора в лавровом венке, повёрнут вправо, дальнее плечо задрапировано, легенда HADRIANVS AVGVSTVS. Реверс - полумесяц и семь звезд, легенда COS III. 

Найдена во время археологической разведки близ д. Рязаново Курчатовского района в 2017 г.

Древнейшие монеты, найденные на территории Курской области – это монеты Римской империи первых веков нашей эры, преимущественно серебряные. Почти все находки сделаны вблизи или непосредственно на памятниках  черняховской археологической культуры, племена которой населяли  наши земли в III – начале V вв.

Римские деньги пришли к нам вместе с этими германскими народами, которые получили их как военную добычу в результате Готских войн и как выплаты Рима некоторым пограничным племенам. Однако зарождение денежного обращения на основе римской монеты, формировавшееся в III – IV вв. в наших землях, было прервано с началом эпохи Великого переселения народов. В результате гуннского нашествия черняховская культура здесь погибла,  денежное обращение прекратилось и не возобновлялось на протяжении нескольких последующих столетий.

 

 

 

Ключ от кубического замка. Железо. Ковка.  к. X - XII вв.

Найден при раскопках поселения у с. Липино Октябрьского района Курской области в  2001 г.

Такие ключи изготавливали к древнейшему типу древнерусских  цилиндрических пружинных замков с продольной щелью, который мы представили вам в прошлый раз. Корпус замка, к которому изготовили этот ключ, был кубической формы.

Лопатообразный ключ такого замка, в зависимости от формы его корпуса, имел прямоугольную или круглую лопасть с отверстиями, число и размещение которых соответствовало количеству и расположению пружинных штифтов на дужке. Чтобы открыть замок, нужно было ключом сжать пружины внутри замка и вынуть дужку.

 

 

Замок. Железо. Ковка, меднение. X - XI вв.

Найден в ходе исследования городища Переверзево-2 (Золотухинский р-н Курской обл.) в 1981 г.

Древнерусские замки представляли собой сложный механизм с  системой расходящихся пружин, которая фиксировала разные положения рабочего элемента замка.

Пружинные замки делали съемные и неподвижные (внутренние).  Конструкция и тех и других со временем видоизменялась. Эти изменения хорошо отслеживаются по археологическим находкам, что позволяет использовать замки для датировки.

Перед вами съемный (навесной) пружинный замок, который состоит из корпуса и дужки  с пружинными механизмами. Корпус представляет собой два жестко соединённых друг с другом цилиндра, в большом цилиндре есть специальные отверстия для ключа и пружины-дужки, которая соединяет оба цилиндра, запирая замок. Это наиболее древний тип цилиндрических замков,  имеющий  продольную ключевую щель. Такие замки были известны уже в IX-X вв., широко бытовали в XI-XII вв.,  а в середине XIII в.  стали постепенно выходить из употребления.

 

 

Фибула. Сплав медный, эмаль, железо, литье, эмалирование, ковка. III в.

Украшения в  стиле восточноевропейских выемчатых эмалей распространяются в Прибалтике, Поднепровье и некоторых других регионах Восточной Европы в первые века нашей эры, в период, который принято называть эпохой римских влияний.

Перед вами один из подобных предметов - подковообразная фибула с красными эмалевыми вставками. Как любая застежка, фибула предназначена для того, чтобы скреплять части одежды. Кроме того, она служила украшением, и здесь вставки эмали играли большую роль, делая фибулу-застежку заметной, стильной и статусной вещью. Круглые глазки красной эмали украшают окончания  этой фибулы, а прямоугольная эмалевая вставка - противоположную ее сторону. Само изделие отлито из медного сплава, а игла его сделана из железа.  Обнаружили фибулу во время археологической разведки близ д. Злобино Хомутовского района Курской области.

 

 

Наральник. Железо, ковка. X – XIII вв.

Изучая древние поселения, археологи всегда обращают внимание на находки сельскохозяйственных орудий. До нашего времени от них доходят, как правило, только металлические части – наконечники. Реконструируют облик пахотных орудий по сохранившимся средневековым изображениям и этнографическим материалам.  В VIII – XIII вв. для вспашки жители наших краев применяли рало, достаточно простое деревянное орудие, состоявшее из двух основных частей -  собственно рала изогнутой формы, один конец которого заканчивался рукоятью, а на второй надевали железную насадку – наральник, и бруса, крепившегося к ралу, при помощи которого впрягали лошадь или быка.

Наральник, который вы видите, представляет собой треугольный железный наконечник с широкой разомкнутой втулкой и небольшими плечиками. Орудия с такими наконечниками пахали неглубоко, и, в отличие от плуга, не переворачивали пласт при вспашке, а просто взрыхляли землю.

 

 

Ножницы шарнирные. Железо, ковка. XII-XIII вв. Обнаружены в ходе раскопок древнерусского городища у с. Липино Октябрьского района Курской области.

Перед вами шарнирные ножницы, имеющие долгую историю. Все вы хорошо с ними знакомы, они дожили до наших дней практически в неизменном виде.

Называют их так потому, что две их половинки, состоящие из лезвия и рукоятки, соединены подвижно шарниром (штифтом или заклёпкой). Характерный признак всех ранних древнерусских шарнирных ножниц — конструкция их ручек. На всех этих ручках скоба всегда только загнута, образуя овальное кольцо, и не сварена со стержнем; лишь в XIV в. в Новгороде появляются ножницы со сплошным сварным круглым кольцом.

Шарнирные ножницы, вероятно, применялись прежде всего в домашнем быту. Все они примерно одного размера. Исключение составляли большие портновские ножницы, применявшиеся для резки тяжёлых тканей, войлока. Кроме того, большинство найденных ножниц орнаментированы линейными, как в нашем случае, точечными или другими узорами.

 

 

Ножницы пружинные. Железо, ковка. XI - XIII вв. Найдены при исследовании поселения у с. Липино Октябрьского р-на Курской обл. в  1993г.

Ножницы, распространенные в быту, хозяйстве и ремесле, так же широко, как и ножи, в древности делали двух типов: пружинные и шарнирные ("два кольца, два конца, посредине гвоздик"). Резали ими ткани, кожу, даже металл. Известны они с X в.

Наиболее распространенными были ножницы пружинные. Подобные применяют теперь при стрижке овец. Подавляющая масса пружинных ножниц представляет собой удлинённые режущие полотна с узкими лезвиями и тонкими стержнями, отходящие от массивного пружинящего кольца. Лезвия ножниц всегда делали со стальным наварным острием, которое затем обрабатывали термически.  Линия перехода лезвия в стержень имела вид или ступенчатого уступа, или дуги с небольшим язычком.

 Делали их разной величины. Археологи предполагают, что ножницы самых малых размеров применяли в домашнем быту, например как туалетные. Ножницы средних размеров имели хозяйственное назначение, а большими пользовались портные, сукновалы и другие ремесленники.

 

 

Пряслице усеченно-биконическое. X - XII вв. Шифер (сланец пирофиллитовый).

Необходимая вещь для прядения и частая археологическая находка – грузик-пряслице с вертикальным отверстием, который надевали на веретено. Округлый тяжелый грузик помогал веретену вращаться и удерживал его в равновесии.

Это пряслице выточено из шифера — пирофиллитового сланца, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Пирофиллит плотный, тяжелый, не крошится и хорошо поддается резьбе, к тому же имеет яркую окраску, которая колеблется от красно-розовых до сиренево-фиолетовых тонов.

Большинство грузиков из него имели форму в виде двух усеченных конусов, соединенных основаниями, и бочонковидную форму, хотя встречаются и дисковидные пряслица. Производство пряслиц быстро росло, и с середины X в. они  распространились невероятно широко как в Киевской Руси, так и в других регионах, например, в Крыму, на Балтике и на Волге. Массовость и однотипность этих изделий, а также то, что пряслица из розового шифера часто находили в составе  кладов, позволили археологу В.Л.Янину выдвинуть гипотезу об использовании их в меновой торговле в качестве денег.

Долговечные и красивые шиферные пряслица очень ценились, владельцы выцарапывали на них свои метки, а некоторые – свои имена; их дарили и передавали по наследству. В XIII в. во время нашествия монголо-татар мастерские Овруча были разорены и производство пряслиц прекратилось раз и навсегда, поэтому для археологов эти предметы стали датирующей находкой.

 

 

Шпора. Бронза, литье. III в.

Шпоры  (от  нем.  Sporn  –  толчок)  –  острия,  крепящиеся  на  пяточной части  обуви.   Они применялись для управления лошадью и служили для  принуждения  коня  к  ускоренному  движению.  Первые шпоры были изобретены древними иллирийцами, жившими на Балканском полуострове, в V веке до н.э. и постепенно распространились по всей Европе.

Шпоры делали из бронзы или железа, иногда комбинируя эти материалы. Конструкция их несложна – это металлическая дуга, в середине которой расположен довольно острый шип, полый или цельнометаллический. Форма шипов могла быть разной. Сама же дуга, охватывая пятку,  крепилась к обуви или обувным ремням с помощью кнопок или крючков-зацеп.

Шпора, хранящаяся в нашей музейной коллекции, бронзовая, цельнолитая, с полым шипом конической формы около 2 см длиной, дуга ее оканчивается круглыми плоскими кнопками для крепежа. Она была найдена на берегу р. Псёл в Обоянском районе Курской области в ходе археологической разведки в 2018 г.

 

 

Кочедык с отверстием. Кость. Резьба, сверление. X - XII вв.

Найден в ходе раскопок городища Переверзево-2 в Золотухинском р-не Курской обл. в 1981 г.

Одним из самых распространенных орудий труда, которые находят археологи, является кочедык. Он имеет древнюю историю и известен еще с каменного века. Это инструмент для плетения из бересты и лыка лаптей и других необходимых в быту изделий -  пестерей (заплечных кошелей для сбора грибов), лукошек для ягод, дорожных солониц, чехлов для всевозможной утвари. Встречались как металлические, так и костяные кочедыки. Железные кочедыки можно было также использовать для сдирания коры с деревьев.

Перед вами костяной кочедык. Такой слегка изогнутый инструмент делали из расщеплённых костей животных, часто из трубчатых костей с суставной головкой на конце, чтобы удобнее было его держать. Второй конец заостряли, чтобы с его помощью продергивать ленты лыка сквозь уже сплетенные части изделия, увеличивая плотность плетения и продолжая его. Став «двуслойным», лапоть приобретал большую прочность.

Костяные кочедыки часто встречаются на поселениях и городищах древнерусского времени.

 

 

Пуговица. Кость, резьба. XI – XIII вв.

Пуговица – маленький, но необходимый предмет, издревле широко использовавшийся людьми. Археологам известны старинные пуговицы из разных материалов – бронзы, железа, керамики, кости. Находок костяных пуговиц не так много, как пуговиц из металла, хотя некоторые исследователи считают, что они употреблялись даже чаще металлических, просто в силу хрупкости материала гораздо хуже сохраняются.

Костяные пуговицы изготавливались путём распиливания и разрезания кости или рога, резьбы, сверления, вытачивания. Таким образом можно было сделать разные по форме изделия – дисковидные, похожие на современные, стержневидные и т.д. Как раз такую стержневидную пуговицу, найденную при исследовании поселения у с. Липино Октябрьского района,  мы представляем вашему вниманию. У пуговицы в середине стержня есть перехват, за который ее и пришивали.  К концам стержень сужается и завершается небольшими рельефными головками-кнопками. Подобные пуговицы не просто застегивали одежду, но и служили ее украшением.

 

 

Серп. Железо, ковка. XI – XIII вв.

Основным орудием уборки зерновых в древности был серп, являющийся частой  находкой при раскопках и поселений, и погребений. Скорее всего, жатва серпом была женской работой, поскольку серпы сопровождают именно женские захоронения. Все древнерусские серпы были похожи и лишь незначительно отличались друг от друга размерами, положением рукоятки, высотой дуги лезвия. У орудия, которое вы видите, вершина дуги лезвия сдвинута к рукояти, что делает его более удобным в работе,  а на лезвии имеется насечка, сильно затронутая коррозией. Обнаружили его в ходе разведок Сейминско-Суджинской экспедиции ИА РАН на территории Курской области.

Делали серпы из железа и стали, традиционно приваривая на железную основу вдоль режущей кромки лезвия узкую стальную полоску.  Исследователи отмечают, что серпы XI –XIII вв. по конструкции очень близки современным.

 

 

Крест нательный двусторонний. Сплав медный. Литье. XVI - XVII вв.

Среди предметов медного художественного литья нередко встречаются кресты и иконки с изображением великомученика Никиты, которого называли в народе «бесогоном». Образ его был очень популярен, считалось, что покровительство святого мученика Никиты защищает от всяческих бесовских козней и от житейских неурядиц.

Этот литой нательный крест с Никитой-бесогоном из нашей музейной коллекции. Он двусторонний, с овальными окончаниями. Первая сторона креста на верхнем конце имеет поясное изображение Ветхозаветной Троицы; в центре — распятие; на правой оконечности изображения Богоматери и жены-мироносицы, на левой — Иоанн Богослов и Лонгин Сотник.  На нижнем конце —изображение великомученика Никиты, побивающего беса. На второй стороне в средокрестии изображение Божьей Матери Знамение, на верхнем, правом и левом концах — одиночные изображения святых, на нижнем конце — парное изображение святых. Для тельника крест довольно крупный: 6,8 х 4,5 см.

Крест был найден при раскопках в 2008 г., рядом с остатками жилища ремесленника, обитавшего в Закурной слободе города Курска в конце XVII в.

 

 

Светец. XI - XIII вв. Железо. Найден на поселении 1 у д. Городище Курского района Курской области.

Первыми переносными светильниками человеку служили факел и лучина. На протяжении многих веков в крестьянских домах Европы и России её применяли для освещения. Лучиной называли длинную тонкую деревянную щепу, которую предварительно заготавливали и высушивали. Чаще всего в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не так дымила.

Держал лучину светец  – специальное приспособление, представлявшее собой небольшую кованую вилку, между железными планками  которой и крепилась горящая лучина, и вбивавшееся нижним заострённым концом в стену или в деревянную подставку. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать чуть более обширные пространства. Светцы помещали в деревянные подставки только вертикально — с таким расчётом, чтобы горящая лучина всегда была в горизонтальном положении над сосудом с водой, куда падали отгорающие угли.

Железные светцы очень долго, вплоть до начала XX века, оставались в быту русского народа и были неотъемлемой частью традиционного жилища.

 

 

Тыльник рукояти ножа  с растительным орнаментом, выполненным полихромной перегородчатой эмалью. 

Тыльник (обоймица, пятка, головка) — это металлическое навершие рукояти ножа, которая, как правило, была костяной или деревянной. Тяжелый металлический тыльник может усиливать рукоять, чтобы и ей тоже можно было наносить удары, но чаще всего тыльник был декоративным элементом.

Обоймица, представленная вам, богато декорирована разноцветной перегородчатой эмалью (ее еще называют финифтью). Украшения из нее были широко распространены. Эмалями украшали предметы церковного обихода, ювелирные изделия, металлическую посуду, оружие, предметы быта. Сама эмаль – это прочное стеклообразное покрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом. Для создания узора из перегородчатой эмали по контуру рисунка на изделии выкладывали и припаивали тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на ребро. Получались ячейки, которые мастер заполнял эмалями разных цветов. Затем изделие обжигали.

В XVII в. изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска. Именно они сделали тыльник, который вы видите.

 

 

Монета дирхем времени правления династии Саманидов (правление эмира Исмаила бен Ахмада, халифа ал-Муктафи), чекана 294 года хиджры  (907 г.) Ратский археологический комплекс (Курский р-н Курской обл.)

В VIII – Х вв. на территории теперешней Курской области обитали представители племенного союза северян. Основным средством их денежного обращения с IX века стали арабские дирхемы. Они появились на наших землях скорее всего через Хазарский каганат, данниками которого были северяне. Полученные в ходе торговли монеты северяне использовали еще и как сырье для изготовления украшений, поскольку поток серебра из Средней Азии, проходивший в то время через наши земли и частично оседавший здесь,  был огромен. Археологи находят как отдельные монеты, так и денежные клады.

С течением времени стали использовать не только целые монеты, но и их части, и обрезанные по кругу дирхемы, подогнанные под определенный вес. Последние очень широко распространились в X веке.  И даже после вхождения северских земель в состав Руси здесь сохранилась ставшая традиционной денежная единица – круговая вырезка арабского дирхема.

 

 

Грузик. Глина. VI – IV вв. до н.э. Поселение у с. Гочево Беловского р-на Курской обл.

Среди древних орудий, связанных с прядением и ткачеством, в Днепровском Левобережье чаще всего встречаются грузики ткацкого станка, оттягивавшие нити, и пряслица – грузики, которые надевали  на веретёна. В раннем железном веке население изготавливало их преимущественно из глины.

Форма их разнообразна – округлая, цилиндрическая, биконическая, дисковидная и даже катушковидная. Каждое изделие имеет вертикальное сквозное отверстие конической или цилиндрической формы для насаживания на веретено или продевания нитей. Со временем эти орудия уменьшились в размере, стали легче. По мнению исследователей, ранние, тяжелые грузики-пряслица применялись для работы с более толстыми нитями, а уменьшение их размера отразило переход на более легкий для прядения материал – лен или качественную шерсть, в результате чего веретено стало легче крутить.

Уверенно отличить грузик горизонтального ткацкого станка от пряслица, надеваемого на веретено, сейчас невозможно. Ученые предполагают, что изделия, имеющие более вытянутую форму, было удобнее использовать в качестве грузиков и наоборот, более уплощенные орудия с сужающимся отверстием скорее всего являлись пряслицами.

 

 

Трубка курительная, фасон "тахта-чубук".

Курительные трубки получили распространение в России в XVIII в. стараниями императора Петра I, однако процесс этот был достаточно долгим. Большинство трубок к нам привозили из Европы. В Курской губернии, куда курение пришло тоже не сразу,  использовались трубки, заимствованные на рубеже XVIII –XIX вв. из Турции. Там производилось огромное количество курительных трубок самых разнообразных форм и орнаментации. Сначала турецкие курительные трубки стали привычными на Черноморском побережье, а позднее мода на восточные предметы быта пришла в Москву  и другие территории России.

Самыми известными в Османской империи в XVIII в. были стамбульские курительные трубки «тахта-чубук». Эти массивные, богато орнаментированные глиняные изделия пользовались невероятной популярностью в народе. Такие трубки изготавливались методом штамповки в двусторонней форме. Для этого во внутреннюю полость формы клали порцию глины, а затем вбивали в форму клинья по направлениям втулки и чашечки для того, чтобы образовалась внутренняя полость трубки. Затем половинки формы разъединяли и покрывали сформованное изделие орнаментом.

Именно такие трубки (в большинстве разбитые) были обнаружены археологами при раскопках в г. Курске в 2004 г. на Красной площади у дома 2/4 близ места, где в XIX в. располагался знаменитый трактир.

 

 

Сосуд глиняный лепной орнаментированный. II тыс. до н.э. (эпоха бронзы). Катакомбная культура.

В начале бронзового века восток и юго-восток территории теперешней Курской области населяли племена катакомбной культуры, названной так потому, что при захоронении своих умерших они выкапывали в одной из стенок могилы пещеру-катакомбу, в которую и помещалось тело покойного. Рядом с умершим ставили сосуды с пищей, клали орудия труда и оружие. Яму засыпали землей, а сверху возводили курган.

Именно такой сосуд сейчас перед вами. Это плоскодонный  горшок с зауженной шейкой и выпуклыми боками, богато украшенный прочерченным орнаментом. Катакомбники украшали свою посуду затейливым и разнообразным декором. На представленном сосуде семь вертикальных полос орнамента, нанесенного заостренным предметом. Рисунок каждой из полос оригинален, хотя отдельные детали (например, «елочка») используются в разных вариантах.

 

 

Игрушка-свистулька обнаружена при раскопках в г. Курске в 2008 г. 

Один из наиболее древних музыкальных инструментов – глиняная игрушка-свистулька. На Руси свистульки появились не позднее X века. Чаще всего это фигурки птиц и животных. Изначально глиняные игрушки имели культовый характер и служили оберегами для дома и благополучия семьи. И в дальнейшем свистульки использовались в традиционных обрядах и ритуалах, совершаемых по календарным сельскохозяйственным праздникам.

Главной задачей мастера при изготовлении свистульки было создание внутри нее полости для вдуваемого воздуха. Сзади, обычно в хвосте, делали щелевидное отверстие для дутья. Рядом с ним, внизу под хвостом или вверху на спине фигурки, необходимо было проделать отверстие-пищик, без него свистулька не будет свистеть, и по бокам два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию. Пролежав сотни лет в земле, найденные археологами игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием.

Долгое время они оставались побочным продуктом гончарного ремесла, но в XVIII – XIX вв. производство игрушки обособилось и кое-где стало самостоятельным промыслом. В Курском крае такой промысел сохранился, к примеру, в Суджанском районе  вплоть до нашего времени,  а глиняные свистульки стали не просто детской игрушкой, но в значительной степени национальным сувениром.

 

 

Бусина псевдозолотостеклянная найдена при раскопках Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.) в 1999 г.

Больше всего бус, сделанных с использованием золотой или серебряной фольги, находят в погребениях и культурных слоях XI в. Среди находок есть и импорты, и бусы местного производства. Во второй половине XI в. количество древнерусских бусин резко увеличилось. Именно тогда на Руси появилось множество стеклодельных мастерских.

Не все бусы этого периода одинаковы, хотя техника их изготовления одна и та же.  Византийские бусы имеют прокладку либо из золотой, либо из серебряной фольги, покрытой бесцветным стеклом. На изготовление же древнерусских бус с металлической прокладкой шла только серебряная фольга, покрытая для создания эффекта золочения желтым стеклом. Поэтому такие бусы  стали называть ложнозолочеными или псевдозолочеными (псевдозолотостеклянными). Однако, по мнению исследователя Столяровой Е.К., покрытие бусины желтым стеклом не было преднамеренным. Использование такого стекла объяснялось тем, что неокрашенное стекло в Древней Руси не имело обесцвечивателя и было слегка желтоватым.

 

 

Булавка кудельная. Железо. Ковка, лужение. XIII – XIV в.

Булавка (игла, спица) кудельная для ручной прялки – необходимая  принадлежность  для прядения. Булавками прикрепляли к лопасти прялки кудель льна. Булавки имели строгую стандартную форму — длинный заострённый стержень, круглого сечения, завершающийся петлеобразной головкой, в которую иногда продевали железное кольцо. Булавки  древнерусского времени небольшие, их длина  колеблется от 10 до 13 см. Делались они из железа и потом лудились для красоты и защиты от коррозии. Позднее стержень булавки приобрел квадратное сечение и  перекручивался несколько раз в верхней части.

Их часто путают с одежными булавками, проколками и даже с однозубыми вилками. Такие спицы для прялки использовались и в более позднее время вплоть до начала XX в., только стали гораздо длиннее.

 

 

Нож железный. Конец X - XII вв.  Найден в ходе раскопок поселения возле с.Липино (Октябрьский район Курской области) в 2001 г.

Среди всех русских древностей нож всегда и везде является самой массовой находкой из орудий труда, повседневно использовавшихся человеком. Нож был самым универсальным и необходимым инструментом.

Перед вами типичный нож древнерусского времени. Все  ножи тогда были небольшими, экземпляры до 18-20 см длиной встречаются изредка.  Спинку (обух) ножа делали довольно широкой и прямой, поэтому лезвие  всегда клиновидное в сечении, а следовательно, очень острое. Клинки ножей насаживались на массивную, длинную деревянную или костяную рукоятку, которая была длиннее клинка.

В древней Руси нож уже в X в. и позже всегда ковался со стальным, термически обработанным лезвием. Наиболее древней и широко распространенной  технологией изготовления  древнерусских ножей являлась  сварка лезвия из 3 слоев металла: в середине клинка проходила стальная полоса (сталь – особо прочное железо с высоким содержанием углерода), а по бокам — железные. Подобная техника обеспечивала долгое сохранение заточки лезвия, поскольку более мягкое железо по краям стачивалось быстрее, чем сталь. Таким ножом можно было пользоваться долго, почти до полного стачивания клинка.

 

 

Зернотерка. VII – V вв. до н.э.  Марицкое городище (Льговский р-н Курской обл.). Скифоидная (зольничная) археологическая культура.

Еще до возникновения земледелия человек научился перетирать семена злаковых растений в муку при помощи камней. Так появилась первая в истории человечества зернотерка.

Это несложное устройство состояло из двух камней: нижнего и верхнего. Для помола зерна использовались прочные, твердые, тяжелые камни. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. На плоский большой камень клали зерно, а верхним его перетирали в муку. В процессе работы на нижнем камне появляется углубление, вогнутость, так что он начинает напоминать корытце. Ну а верхний камень называют терочником. В наших землях две с половиной тысячи лет назад применяли округлые терочники, на которых в процессе работы появлялись мягкие стертые грани. Такое простое приспособление прожило долгую жизнь – от каменного века до железного -  в неизменном виде. И сейчас еще подобными предметами пользуются некоторые народы Африки, Австралии, Центральной Америки.

 

 

Гребень двусторонний орнаментированный. Конец X - XII вв. Кость.

Археологические предметы позволяют пролить свет на историю быта людей. Интересны находки личных предметов ежедневного обихода. Один из них – костяной гребень – пред вами. На Руси использовались гребни деревянные и костяные или роговые.

Изготовление костяных гребней было достаточно трудоемким и длительным.  Материал проходил несколько стадий обработки: сначала рог распаривали в горячей воде, затем отделяли его внутреннюю часть и распрямляли. Только теперь его можно было разрезать для заготовки будущего изделия. Подготовленную пластину размечали, а затем делали пропилы, для двустороннего гребня -  с обеих сторон заготовки.

Встречались и наборные гребни, состоящие из нескольких прямоугольных пластин, скрепленных накладками, и односторонние расчески, иногда с резными костяными футлярами. Находят и маленькие гребни, длина которых едва достигает 4–5 см. Есть предположение, что такие гребни использовались либо для детей, либо для расчесывания бороды и усов.

 

 

 

Блок глиняный. Середина V в. до н.э. Юхновская археологическая культура. Городище Кузина Гора (Курчатовский район Курской области).

На городищах раннего железного века археологи находят, иногда в большом количестве, целые или разбитые увесистые предметы из обожжённой глины яйцевидной, конусовидной или шаровидной формы, размером примерно от 8 до 20 см. Их называют керамическими блоками.  Встречаются блоки, в округлой верхней поверхности которых еще до обжига пальцем вдавлены глубокие ямки.

О назначении этих блоков среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Курский археолог и краевед Ю.А. Липкинг выдвинул гипотезу, что это предметы земледельческого культа, представляющие собой модели хлебцев, которые использовали для жертвоприношений и ритуалов. А количество ямок на блоке-хлебце соответствовало количеству членов семьи жертвователя.

Подтверждением культового назначения блоков послужила находка остатков древнего капища близ села Успенки Курчатовского района, где в центре глинобитной площадки в окружении следов кострищ находилась пирамидка, сложенная из 33 глиняных блоков, на вершине которой стоял миниатюрный сосудик.

 

 

 

Кольцо височное семилучевое каплеконечное. Биллон. Конец X – первая пол. XI вв.  Гочевский курганный могильник.

Височные кольца находят в женских погребениях по всей территории Киевской Руси, в том числе и на наших землях. Изготавливались они из серебра, биллона (сплав меди с низкопробным серебром) или бронзы и носились на ремешке или тканом очелье у висков по несколько штук с обеих сторон.

Кольца такого вида носили женщины, жившие на территории Курского края в конце X в. Это височное кольцо было найдено при исследовании женского погребения в составе Гочевского курганного могильника в Беловском районе Курской области. Богато орнаментированный щиток литого украшения завершают семь лучей-выступов, каждый из которых оканчивается округлой «каплей» металла. В верхней части щитка расположены семь маленьких выступов-зубчиков, а за дужку височное кольцо крепили  к очелью.

 

 

Ложкарь железный. Конец X - XII вв.

Ложкарь – ручной крючковидный резец. Этим инструментом пользовались ложкорезы и ковшечники, выбирая дерево для получения углублений и выемок в процессе изготовления ложек, ковшей и тому подобных предметов. Их находят на поселениях и городищах в слоях начиная с X века. Перед вами ложкарь древнерусского времени, обнаруженный при раскопках Липинского поселения в 2001 г. в Октябрьском р-не Курской области.

Конструкция резца довольно проста: на конце железного стержня имеется плоская круто загнутая языкообразная тонкая пластина с двусторонним лезвием. Такая конструкция резца технологически оказалась наиболее целесообразной и дожила до наших дней. Даже в настоящее время крючковидный резец является единственным инструментом в токарном производстве по дереву для обработки внутренних поверхностей.

 

 

Шашка игральная найдена при раскопках в центре Курска в 2004 г.

По мнению историков, шашки появились на свет в Древнем Египте. Египтяне считали, что игру придумал Тот — бог письма и науки. Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала они попали в Грецию, затем в Древний Рим и далее.

При раскопках многих русских городов археологи находят шашки преимущественно усеченно-сферической формы в хронологических слоях начиная с X в., в сопровождении вещей скандинавского происхождения. О том, что игра в шашки была занесена к нам с севера, свидетельствует и топография находок их на Руси. Они найдены либо на трассе водного пути «из варяг в греки», либо в некрополях при крупных городах, где сосредоточивались русские и наемные княжеские дружины. Находок довольно много, только в Гнездово было обнаружено в общей сложности 47 шашек. В северных районах Руси бытовали и дорогие стеклянные шашки и простые походные костяные.

Встречаются шашки и в более поздних слоях, правда, гораздо реже. Две были найдены при раскопках в Курске в 2004 и 2008 гг.

Настольные игры были широко распространены и неоднократно упоминались в фольклоре. При всей популярности на Руси, шашки и шахматы, наравне с игрой в кости, до XVI в. неоднократно запрещались церковью как азартные, «бесовские» игры. Однако жаждущее интеллектуальных развлечений население запреты никогда не останавливали.

 

 

 

Кресало — это металлическая пластинка, служившая для удара о кремень для высекания искры, составная часть огнива, включающего в себя также кремень и трут (горючий материал). Подобные приспособления были широко распространены на территории всей Евразии. Они использовались вплоть до появления спичек в XIX в.  

При ударе кремня о кресало сноп высекаемых искр воспламеняет трут, тлеющий трут тут же раздувают и вспыхивает пламя. Древнерусским кузнецам было известно, что сноп искр, полученных от удара о сталь (железо с высоким содержанием углерода), больше и жарче, чем от удара об обычное железо. Поэтому кресала ковали, сочетая железную основу изделия с наварными стальными лезвиями.

Калачевидные кресала раннего типа с язычком с внутренней стороны лезвия, именно такие, как представленное вам, были повсеместно распространены в Древней Руси в X–XI вв.

 

 

 

Пронизка золотостеклянная двучастная X-XI вв. найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.)

В древней Руси были очень популярны бусы, изготовленные с использованием золотой или серебряной фольги. Археологи называют их золото- или серебростеклянными или золочеными и серебреными. Такие бусы изготавливали серийно из тянутых стеклянных трубочек. Происходят они из мастерских Ближнего Востока, и на Руси бытовали в IX – XI вв.

На стеклянную трубочку наносили золотую фольгу, которую прикрепляли к стеклянной основе, вероятно, при помощи какого-то растительного клея. Затем нагревали основу до температуры 600–800 °С. После этого на размягченное стекло, соединенное с металлом, наливали расплавленное стекло слоем в 0,5–1 мм. Затем из трехслойной трубочки при помощи формовочных щипцов или специальной формы создавалась цепь шаровидных, эллипсоидных, ребристых, бугристых и прочих бусин. Цепи рассекались на отдельные экземпляры, но иногда их оставляли и целыми. Таким приемом создания бус и других украшений ближневосточные мастера пользовались начиная с периода эллинизма и вплоть до эпохи средневековья.

 

 

 

Бубенчик грушевидный крестопрорезной, орнаментированный в нижней части косой насечкой. к. X - XI вв. Найден при раскопках Липинского поселения (Октябрьский р-н Курской обл.) в 2001 г.

Грушевидные привески-бубенчики с крестовидной прорезью относятся к числу наиболее ранних и чрезвычайно распространенных украшений, бытовавших на Руси. Внутри бубенчика обычно находился медный шарик.

Чаще всего их носили женщины в составе ожерелья, изредка пришивали к головным уборам, иногда использовали в качестве пуговиц (в основном мужчины), пришивали к поясам. Такие бубенчики, как и многие шумящие подвески, были не только украшением, но и охранным амулетом, звон которого должен был отгонять злых духов. Находят эти подвески повсеместно на поселениях и в курганных могильниках. Как правило, подобный тип бубенчиков встречается в погребениях, совершенных по обряду трупоположения.

Бубенчики отливали по пустотелой восковой модели. Такая технология изготовления позволяет получить тонкие, равномерной ширины стенки и разместить шарик в полости бубенчика.

 

 

Бусина золотостеклянная бочковидная найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.) в 1909 г.

Еще один вид золото- и серебростеклянных бус появляется в конце X в. и широко используется вплоть до начала XIII вв.

По мнению многих исследователей, каждая бусина такого вида изготавливалась индивидуально при помощи навивки. Это значит, что бусина формировалась путем навивания набранного из общей массы расплавленного стекла на инструмент. Затем на готовую бусину накладывалась металлическая фольга, предварительно покрытая листиком стекла. Этот слой стекла играл роль защитного покрытия. Вырабатывали его при помощи вытягивания приманкой – железной пластинкой. Такой способ изготовления обусловливал наличие каймы по краям бусины. Позднее было установлено византийское и древнерусское происхождение таких бус.

 

 

Бабка с 4 отверстиями найдена при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Частая археологическая находка – игральные бабки из пястных костей, костей суставов ног или фаланг пальцев животных.  Бараньи, косульи или коровьи суставы в древности были средством для гадания, магическими оберегами, украшениями, но чаще всего использовались для игр.

Игры с бабками не были одинаковыми. Существуют десятки вариантов игры, и все они подчинены одной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона. У каждого игрока должна быть своя бита и от 3 до10 бабок.  В качестве биты использовалась крупная бабка, которую иногда просверливали и заливали свинцом или оловом. Бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов, а при раскопках в Курске в 2008 г. был обнаружен целый игральный набор XVII в., состоящий из 9 бабок. Наряду с обыкновенными бабками для игры использовались и такие, у которых были обточены края; некоторые обкладывались металлом, раскрашивались, снабжались граффити.

Подобные забавы дожили до наших дней, например, в России в бабки играли дети до 50-60 гг. ХХ в. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» восходят именно к этой игре. В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён.

 

 

Каменные сверленые топоры-молотки - древковое ударное орудие. Изготавливались топоры из различных пород камня – диоритов, порфиритов, песчаников. Подходящий камень обкалывали, придавая ему форму, затем делали отверстие-втулку с помощью лучкового сверла с наконечником из трубчатой кости. В процессе сверления подсыпали песок в качестве абразива и подливали воду для охлаждения и смазки. Затем готовый топор шлифовали.

Появились каменные сверленые топоры еще в неолите (V тыс. до н.э.), были широко распространены в III - II  тыс. до н. э. (эпоха бронзы). О назначении сверленых топоров ученые до сих пор спорят, многие считают их оружием, некоторые – молотами-кувалдами для металлообработки и хозяйственных нужд. Боевыми топорами исследователи считают небольшие экземпляры, не более 200 мм длиной и весом менее 900 г. Большое количество таких топоров обнаружено в мужских погребениях народов, живших на территории Центральной и Восточной Европы в эпоху бронзы. Такой факт позволил ученым отнести эти культуры бронзового века к кругу «культур боевых топоров».

 

 

Астрагал с отверстием и граффити найден при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Во время раскопок археологи нередко находят астрагалы – надпяточные (таранные) кости мелкого и крупного рогатого скота.  Астрагалы встречаются практически во всех археологических культурах бронзового и железного века, в античном мире, средневековье и новом времени. Они стали предшественниками современной игры в кости. Комплекты астрагалов – частая находка в детских погребениях эпохи бронзы.

В некрополях Пантикапея (Керчь) встречены наборы из 4 костей, предназначенных для азартной игры, при которой ее участники поочередно высыпали свои игральные кости, помещенные в стакан и перемешанные путем встряхивания, на ровную поверхность, получая определенное количество очков в зависимости от положения упавших астрагалов.

Астрагалы употреблялись также для гадания, в качестве заменителя жертвенного животного, в качестве амулетов. Подтверждением этому являются астрагалы с граффити, часто встречающиеся на раннесредневековых евразийских и древнерусских памятниках. Использовался довольно ограниченный набор знаков и символов, говорящих о важной роли астрагалов в религиозной практике.

 

 

Найдена в 1995 г. во время раскопок верхнего посада г. Курска

Игральная кость знакома всем с самого детства. Это куб-шестигранник с числами от 1 до 6 на каждой из граней. Игральную кость можно считать прототипом генератора случайных чисел, ведь результат броска кости зависим от неопределенных факторов – положения кости до броска, движения руки игрока.

Древнейшие игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде точек относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Археологические исследования в разных странах свидетельствуют, что кости были придуманы независимо сразу во многих культурах, а не распространились по всему миру из какого-то одного места. В Европе же кости-кубики распространили римляне, бывшие азартными игроками. На территории нашей страны игра в кости тоже была известна на протяжении многих веков.

Изготавливали кости из самых разных материалов, наиболее широко употреблялись кость и рог. Со временем форма их стала более правильной, изменились традиции изображения числовых значений. Если на римских костях единицу обозначали два круга с точкой в центре, в средние века — круг с точкой, то более поздние кости имеют просто точку. 

 

 

Фаянс – вид тонкой керамики, отличающийся от фарфора большей пористостью. Его название происходит от названия итальянского города Фаэнца, крупного центра производства подобной керамики. Египетский фаянс — стекловидный, гла­зурованный. Глазурь эта и есть легкоплавкое стекло, окрашенное в синие и зеленовато-голубые тона.

Возраст древнейших образцов египетского фаянса около 6000 лет. На протяжении тысячелетий из него делали бусы различной формы, амулеты, подвески. Самые древние египетские бусы из фаянса формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись.

Бусины-амулеты, такие, как вы видите, также изготовлялись на оси, но в этом случае слой фаянсовой пасты был толще и ему придавали форму бруска с прямоугольным поперечным сечением. Затем концы подрезались и детали доделывались ножом.

На наши земли такие бусы попадали в первые века нашей эры как импорт из Римской империи.

 

 

Фрагмент браслета гладкого чёрного цвета, декорированного перевитьём красного и жёлтого цветов. Прут круглый в сечении.

Найден в ходе раскопок Липинского городища близ села Липино Октябрьского района Курской области экспедицией П.И. Засурцева в 1951 г.

Стеклянные браслеты - частая находка при археологических раскопках городского культурного слоя Древней Руси. Они надежно маркируют слои XII – XIII вв. Цветовая гамма браслетов очень разнообразна, изделия часто украшали, обвивая стеклянными же цветными нитями.  По технике изготовления различают браслеты круглые гладкие, витые, ложновитые, крученые, крученые с перевитьём.

Для изготовления  гладкого браслета стеклянный стержень  вытягивали из раскаленной стеклянной массы, затем отрезок сгибали в кольцо, закрепляя концы. Витые браслеты  изготавливали, перекручивая  2, 4 или 5 тонких стеклянных палочек, сваренных пучком и согнутых в кольцо. Крученые же делали, перекручивая и сгибая в кольцо рифленую палочку-заготовку. Большинство найденных браслетов изготовлено в древнерусских мастерских, но встречаются и византийские импорты.

 

 

Найдена в 1992 г во время раскопок В.В.Енукова городища Городище (Ратское городище) в Курском районе Курской области.

Представляет собой крест с криновидными окончаниями,  с ромбическим средокрестием, включенный в трехрогую лунницу верхним и боковыми концами. Лопасти креста и средокрестие украшены ложнозернёным орнаментом. Лунница окантована линией ложной зерни, центральная ее часть декорирована тремя  ложнозернёными треугольниками (центральный – крупный) с каплями ложной зерни по бокам. Оборотная сторона подвески гладкая. Имеет плоское ушко для подвешивания, расположенное перпендикулярно к плоскости украшения.

Крестовключённые подвески получили широкое распространение на Руси в XI – XIII вв. Такие предметы медной пластики иллюстрируют сложный процесс принятия христианства на Руси, объединяя в одном изделии крест с языческим символом.

 

 

Пинцет бронзовый с точечным орнаментом по краям найден в ходе раскопок  В.В. Енукова городища Городище (Ратское гор.) в Курском р-не Курской обл. в 1990 г.

А.Г. Шпилёв утверждает, что подобные пинцеты встречаются в комплексах салтово-маяцкой культуры и  находит ближайший аналог в пинцете из  катакомбы  Дмитриевского могильника (Белгородская обл., раскопки Плетнёвой С.А.).  По его мнению, ратский пинцет относится к роменскому периоду существования городища, который В.В. Енуков  датирует временем от рубежа IX-X  до конца X вв.

Опубликован:

Шпилев А.Г. Металлические предметы круга "хазарских древностей" VIII - X вв. из Курской области // Естественно-научные методы в изучении и сохранении памятников Костёнковско - Борщёвского археологического района. - Воронеж, 2017.  С.168-198

 

 

Накладка ременная литая бронзовая округлая с рельефным изображением мужского лица азиатского типа на лицевой стороне, с двумя загнутыми длинными крепежными шпеньками на оборотной стороне.  IX в. Относится к кругу хазарских древностей. Найдена  в урочище Городище в окрестностях Линёва озера (Курский р-н Курской обл.)

Является одним из свидетельств хазарского культурного влияния на Северских землях.

Близкие ей накладки были обнаружены в составе погребального инвентаря захоронений  Танкеевского (Татарстан),  Лядинского (Тамбовская обл.) и  Пановского (Пензенская обл.) могильников.