Курск, ул. Пионеров, 6

Блок глиняный. Середина V в. до н.э. Юхновская археологическая культура. Городище Кузина Гора (Курчатовский район Курской области).

На городищах раннего железного века археологи находят, иногда в большом количестве, целые или разбитые увесистые предметы из обожжённой глины яйцевидной, конусовидной или шаровидной формы, размером примерно от 8 до 20 см. Их называют керамическими блоками.  Встречаются блоки, в округлой верхней поверхности которых еще до обжига пальцем вдавлены глубокие ямки.

О назначении этих блоков среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Курский археолог и краевед Ю.А. Липкинг выдвинул гипотезу, что это предметы земледельческого культа, представляющие собой модели хлебцев, которые использовали для жертвоприношений и ритуалов. А количество ямок на блоке-хлебце соответствовало количеству членов семьи жертвователя.

Подтверждением культового назначения блоков послужила находка остатков древнего капища близ села Успенки Курчатовского района, где в центре глинобитной площадки в окружении следов кострищ находилась пирамидка, сложенная из 33 глиняных блоков, на вершине которой стоял миниатюрный сосудик.

 

 

 

Кольцо височное семилучевое каплеконечное. Биллон. Конец X – первая пол. XI вв.  Гочевский курганный могильник.

Височные кольца находят в женских погребениях по всей территории Киевской Руси, в том числе и на наших землях. Изготавливались они из серебра, биллона (сплав меди с низкопробным серебром) или бронзы и носились на ремешке или тканом очелье у висков по несколько штук с обеих сторон.

Кольца такого вида носили женщины, жившие на территории Курского края в конце X в. Это височное кольцо было найдено при исследовании женского погребения в составе Гочевского курганного могильника в Беловском районе Курской области. Богато орнаментированный щиток литого украшения завершают семь лучей-выступов, каждый из которых оканчивается округлой «каплей» металла. В верхней части щитка расположены семь маленьких выступов-зубчиков, а за дужку височное кольцо крепили  к очелью.

 

 

Ложкарь железный. Конец X - XII вв.

Ложкарь – ручной крючковидный резец. Этим инструментом пользовались ложкорезы и ковшечники, выбирая дерево для получения углублений и выемок в процессе изготовления ложек, ковшей и тому подобных предметов. Их находят на поселениях и городищах в слоях начиная с X века. Перед вами ложкарь древнерусского времени, обнаруженный при раскопках Липинского поселения в 2001 г. в Октябрьском р-не Курской области.

Конструкция резца довольно проста: на конце железного стержня имеется плоская круто загнутая языкообразная тонкая пластина с двусторонним лезвием. Такая конструкция резца технологически оказалась наиболее целесообразной и дожила до наших дней. Даже в настоящее время крючковидный резец является единственным инструментом в токарном производстве по дереву для обработки внутренних поверхностей.

 

 

Шашка игральная найдена при раскопках в центре Курска в 2004 г.

По мнению историков, шашки появились на свет в Древнем Египте. Египтяне считали, что игру придумал Тот — бог письма и науки. Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала они попали в Грецию, затем в Древний Рим и далее.

При раскопках многих русских городов археологи находят шашки преимущественно усеченно-сферической формы в хронологических слоях начиная с X в., в сопровождении вещей скандинавского происхождения. О том, что игра в шашки была занесена к нам с севера, свидетельствует и топография находок их на Руси. Они найдены либо на трассе водного пути «из варяг в греки», либо в некрополях при крупных городах, где сосредоточивались русские и наемные княжеские дружины. Находок довольно много, только в Гнездово было обнаружено в общей сложности 47 шашек. В северных районах Руси бытовали и дорогие стеклянные шашки и простые походные костяные.

Встречаются шашки и в более поздних слоях, правда, гораздо реже. Две были найдены при раскопках в Курске в 2004 и 2008 гг.

Настольные игры были широко распространены и неоднократно упоминались в фольклоре. При всей популярности на Руси, шашки и шахматы, наравне с игрой в кости, до XVI в. неоднократно запрещались церковью как азартные, «бесовские» игры. Однако жаждущее интеллектуальных развлечений население запреты никогда не останавливали.

 

 

 

Кресало — это металлическая пластинка, служившая для удара о кремень для высекания искры, составная часть огнива, включающего в себя также кремень и трут (горючий материал). Подобные приспособления были широко распространены на территории всей Евразии. Они использовались вплоть до появления спичек в XIX в.  

При ударе кремня о кресало сноп высекаемых искр воспламеняет трут, тлеющий трут тут же раздувают и вспыхивает пламя. Древнерусским кузнецам было известно, что сноп искр, полученных от удара о сталь (железо с высоким содержанием углерода), больше и жарче, чем от удара об обычное железо. Поэтому кресала ковали, сочетая железную основу изделия с наварными стальными лезвиями.

Калачевидные кресала раннего типа с язычком с внутренней стороны лезвия, именно такие, как представленное вам, были повсеместно распространены в Древней Руси в X–XI вв.

 

 

 

Пронизка золотостеклянная двучастная X-XI вв. найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.)

В древней Руси были очень популярны бусы, изготовленные с использованием золотой или серебряной фольги. Археологи называют их золото- или серебростеклянными или золочеными и серебреными. Такие бусы изготавливали серийно из тянутых стеклянных трубочек. Происходят они из мастерских Ближнего Востока, и на Руси бытовали в IX – XI вв.

На стеклянную трубочку наносили золотую фольгу, которую прикрепляли к стеклянной основе, вероятно, при помощи какого-то растительного клея. Затем нагревали основу до температуры 600–800 °С. После этого на размягченное стекло, соединенное с металлом, наливали расплавленное стекло слоем в 0,5–1 мм. Затем из трехслойной трубочки при помощи формовочных щипцов или специальной формы создавалась цепь шаровидных, эллипсоидных, ребристых, бугристых и прочих бусин. Цепи рассекались на отдельные экземпляры, но иногда их оставляли и целыми. Таким приемом создания бус и других украшений ближневосточные мастера пользовались начиная с периода эллинизма и вплоть до эпохи средневековья.

 

 

 

Бубенчик грушевидный крестопрорезной, орнаментированный в нижней части косой насечкой. к. X - XI вв. Найден при раскопках Липинского поселения (Октябрьский р-н Курской обл.) в 2001 г.

Грушевидные привески-бубенчики с крестовидной прорезью относятся к числу наиболее ранних и чрезвычайно распространенных украшений, бытовавших на Руси. Внутри бубенчика обычно находился медный шарик.

Чаще всего их носили женщины в составе ожерелья, изредка пришивали к головным уборам, иногда использовали в качестве пуговиц (в основном мужчины), пришивали к поясам. Такие бубенчики, как и многие шумящие подвески, были не только украшением, но и охранным амулетом, звон которого должен был отгонять злых духов. Находят эти подвески повсеместно на поселениях и в курганных могильниках. Как правило, подобный тип бубенчиков встречается в погребениях, совершенных по обряду трупоположения.

Бубенчики отливали по пустотелой восковой модели. Такая технология изготовления позволяет получить тонкие, равномерной ширины стенки и разместить шарик в полости бубенчика.

 

 

Бусина золотостеклянная бочковидная найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.) в 1909 г.

Еще один вид золото- и серебростеклянных бус появляется в конце X в. и широко используется вплоть до начала XIII вв.

По мнению многих исследователей, каждая бусина такого вида изготавливалась индивидуально при помощи навивки. Это значит, что бусина формировалась путем навивания набранного из общей массы расплавленного стекла на инструмент. Затем на готовую бусину накладывалась металлическая фольга, предварительно покрытая листиком стекла. Этот слой стекла играл роль защитного покрытия. Вырабатывали его при помощи вытягивания приманкой – железной пластинкой. Такой способ изготовления обусловливал наличие каймы по краям бусины. Позднее было установлено византийское и древнерусское происхождение таких бус.

 

 

Бабка с 4 отверстиями найдена при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Частая археологическая находка – игральные бабки из пястных костей, костей суставов ног или фаланг пальцев животных.  Бараньи, косульи или коровьи суставы в древности были средством для гадания, магическими оберегами, украшениями, но чаще всего использовались для игр.

Игры с бабками не были одинаковыми. Существуют десятки вариантов игры, и все они подчинены одной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона. У каждого игрока должна быть своя бита и от 3 до10 бабок.  В качестве биты использовалась крупная бабка, которую иногда просверливали и заливали свинцом или оловом. Бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов, а при раскопках в Курске в 2008 г. был обнаружен целый игральный набор XVII в., состоящий из 9 бабок. Наряду с обыкновенными бабками для игры использовались и такие, у которых были обточены края; некоторые обкладывались металлом, раскрашивались, снабжались граффити.

Подобные забавы дожили до наших дней, например, в России в бабки играли дети до 50-60 гг. ХХ в. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» восходят именно к этой игре. В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён.

 

 

Каменные сверленые топоры-молотки - древковое ударное орудие. Изготавливались топоры из различных пород камня – диоритов, порфиритов, песчаников. Подходящий камень обкалывали, придавая ему форму, затем делали отверстие-втулку с помощью лучкового сверла с наконечником из трубчатой кости. В процессе сверления подсыпали песок в качестве абразива и подливали воду для охлаждения и смазки. Затем готовый топор шлифовали.

Появились каменные сверленые топоры еще в неолите (V тыс. до н.э.), были широко распространены в III - II  тыс. до н. э. (эпоха бронзы). О назначении сверленых топоров ученые до сих пор спорят, многие считают их оружием, некоторые – молотами-кувалдами для металлообработки и хозяйственных нужд. Боевыми топорами исследователи считают небольшие экземпляры, не более 200 мм длиной и весом менее 900 г. Большое количество таких топоров обнаружено в мужских погребениях народов, живших на территории Центральной и Восточной Европы в эпоху бронзы. Такой факт позволил ученым отнести эти культуры бронзового века к кругу «культур боевых топоров».

 

 

Астрагал с отверстием и граффити найден при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Во время раскопок археологи нередко находят астрагалы – надпяточные (таранные) кости мелкого и крупного рогатого скота.  Астрагалы встречаются практически во всех археологических культурах бронзового и железного века, в античном мире, средневековье и новом времени. Они стали предшественниками современной игры в кости. Комплекты астрагалов – частая находка в детских погребениях эпохи бронзы.

В некрополях Пантикапея (Керчь) встречены наборы из 4 костей, предназначенных для азартной игры, при которой ее участники поочередно высыпали свои игральные кости, помещенные в стакан и перемешанные путем встряхивания, на ровную поверхность, получая определенное количество очков в зависимости от положения упавших астрагалов.

Астрагалы употреблялись также для гадания, в качестве заменителя жертвенного животного, в качестве амулетов. Подтверждением этому являются астрагалы с граффити, часто встречающиеся на раннесредневековых евразийских и древнерусских памятниках. Использовался довольно ограниченный набор знаков и символов, говорящих о важной роли астрагалов в религиозной практике.

 

 

Найдена в 1995 г. во время раскопок верхнего посада г. Курска

Игральная кость знакома всем с самого детства. Это куб-шестигранник с числами от 1 до 6 на каждой из граней. Игральную кость можно считать прототипом генератора случайных чисел, ведь результат броска кости зависим от неопределенных факторов – положения кости до броска, движения руки игрока.

Древнейшие игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде точек относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Археологические исследования в разных странах свидетельствуют, что кости были придуманы независимо сразу во многих культурах, а не распространились по всему миру из какого-то одного места. В Европе же кости-кубики распространили римляне, бывшие азартными игроками. На территории нашей страны игра в кости тоже была известна на протяжении многих веков.

Изготавливали кости из самых разных материалов, наиболее широко употреблялись кость и рог. Со временем форма их стала более правильной, изменились традиции изображения числовых значений. Если на римских костях единицу обозначали два круга с точкой в центре, в средние века — круг с точкой, то более поздние кости имеют просто точку. 

 

 

Фаянс – вид тонкой керамики, отличающийся от фарфора большей пористостью. Его название происходит от названия итальянского города Фаэнца, крупного центра производства подобной керамики. Египетский фаянс — стекловидный, гла­зурованный. Глазурь эта и есть легкоплавкое стекло, окрашенное в синие и зеленовато-голубые тона.

Возраст древнейших образцов египетского фаянса около 6000 лет. На протяжении тысячелетий из него делали бусы различной формы, амулеты, подвески. Самые древние египетские бусы из фаянса формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись.

Бусины-амулеты, такие, как вы видите, также изготовлялись на оси, но в этом случае слой фаянсовой пасты был толще и ему придавали форму бруска с прямоугольным поперечным сечением. Затем концы подрезались и детали доделывались ножом.

На наши земли такие бусы попадали в первые века нашей эры как импорт из Римской империи.

 

 

Фрагмент браслета гладкого чёрного цвета, декорированного перевитьём красного и жёлтого цветов. Прут круглый в сечении.

Найден в ходе раскопок Липинского городища близ села Липино Октябрьского района Курской области экспедицией П.И. Засурцева в 1951 г.

Стеклянные браслеты - частая находка при археологических раскопках городского культурного слоя Древней Руси. Они надежно маркируют слои XII – XIII вв. Цветовая гамма браслетов очень разнообразна, изделия часто украшали, обвивая стеклянными же цветными нитями.  По технике изготовления различают браслеты круглые гладкие, витые, ложновитые, крученые, крученые с перевитьём.

Для изготовления  гладкого браслета стеклянный стержень  вытягивали из раскаленной стеклянной массы, затем отрезок сгибали в кольцо, закрепляя концы. Витые браслеты  изготавливали, перекручивая  2, 4 или 5 тонких стеклянных палочек, сваренных пучком и согнутых в кольцо. Крученые же делали, перекручивая и сгибая в кольцо рифленую палочку-заготовку. Большинство найденных браслетов изготовлено в древнерусских мастерских, но встречаются и византийские импорты.

 

 

Найдена в 1992 г во время раскопок В.В.Енукова городища Городище (Ратское городище) в Курском районе Курской области.

Представляет собой крест с криновидными окончаниями,  с ромбическим средокрестием, включенный в трехрогую лунницу верхним и боковыми концами. Лопасти креста и средокрестие украшены ложнозернёным орнаментом. Лунница окантована линией ложной зерни, центральная ее часть декорирована тремя  ложнозернёными треугольниками (центральный – крупный) с каплями ложной зерни по бокам. Оборотная сторона подвески гладкая. Имеет плоское ушко для подвешивания, расположенное перпендикулярно к плоскости украшения.

Крестовключённые подвески получили широкое распространение на Руси в XI – XIII вв. Такие предметы медной пластики иллюстрируют сложный процесс принятия христианства на Руси, объединяя в одном изделии крест с языческим символом.

 

 

Пинцет бронзовый с точечным орнаментом по краям найден в ходе раскопок  В.В. Енукова городища Городище (Ратское гор.) в Курском р-не Курской обл. в 1990 г.

А.Г. Шпилёв утверждает, что подобные пинцеты встречаются в комплексах салтово-маяцкой культуры и  находит ближайший аналог в пинцете из  катакомбы  Дмитриевского могильника (Белгородская обл., раскопки Плетнёвой С.А.).  По его мнению, ратский пинцет относится к роменскому периоду существования городища, который В.В. Енуков  датирует временем от рубежа IX-X  до конца X вв.

Опубликован:

Шпилев А.Г. Металлические предметы круга "хазарских древностей" VIII - X вв. из Курской области // Естественно-научные методы в изучении и сохранении памятников Костёнковско - Борщёвского археологического района. - Воронеж, 2017.  С.168-198

 

 

Накладка ременная литая бронзовая округлая с рельефным изображением мужского лица азиатского типа на лицевой стороне, с двумя загнутыми длинными крепежными шпеньками на оборотной стороне.  IX в. Относится к кругу хазарских древностей. Найдена  в урочище Городище в окрестностях Линёва озера (Курский р-н Курской обл.)

Является одним из свидетельств хазарского культурного влияния на Северских землях.

Близкие ей накладки были обнаружены в составе погребального инвентаря захоронений  Танкеевского (Татарстан),  Лядинского (Тамбовская обл.) и  Пановского (Пензенская обл.) могильников.