Курск, ул. Пионеров, 6
Палаш. Фрагмент. Железо. Конец X - начало XI веков. Гочевский курганный могильник (Беловский район, Курская область).

На территории Днепровского Левобережья находки длиннолезвийного оружия древнерусского времени являются очень редкой находкой. Клинок меча рейнского типа происходит с городища Хитцы, сабли и обломки сабельных клинков встречаются на городищах Битицком, Донецком, Новотроицком, а также на Гочевском курганном могильнике.
Хотя вышеуказанный могильник и относится к более поздней эпохе XI-XII вв., тенденции, прослеживаемые в происходящем оттуда комплексе вооружения, явно уходят корнями в более ранний период хазарского влияния. Это в первую очередь относится к клинковому оружию.

В ходе археологического исследования 1909 г. основного массива курганной группы Д.Я. Самоквасовым в кургане № 1 было найдено клинковое оружие. Согласно описанию из дневника раскопок следует, что это была "железная прямая сабля длиною 1 аршин 7 вершков (1,02 м) с разложившеюся деревянною рукояткою, украшенною бронзовым узорчатым набалдашником, в ножнах с железною оковкою и двумя бронзовыми узорчатыми бляхами". Сабля лежала вдоль правого бока погребенного воина, от плеча до колена. Сохранились кольца, с помощью которых оружие крепилось к перевязи. А. Н. Кирпичников охарактеризовал данное оружие, как ранний образец сабли, перекрестье которой отнёс к типу IБ. Навершие этой сабли относится к типу II и позже ХI в. эта форма не встречается.
Однако, А.В. Зорин резонно заметил, что описание и изображения, которые приводил Д.Я. Самоквасов, резко отличаются от тех, что дают в своих работах А.Н. Кирпичников и опирающиеся на него исследователи. В первую очередь это касается степени изгиба клинка, расположения перекрестья и поворота рукояти. На рисунках в " Дневник раскопок в окрестностях с. Гочева, Обоянского уезда, Курской губернии " и "Атласе Гочевских древностей", в соответствии с описанием в тексте, изображен палаш – прямой однолезвийный клинок шириной 3 см, с прямой рукоятью и двумя чеканными бронзовыми накладками, украшавшими устье деревянных ножен. Накладки скреплялись между собой и с ножнами с помощью железных заклепок.
Следует отметить, что подобный тип клинкового оружия имеет ряд аналогов в воинских захоронениях Х в. – в погребениях Дмитриевского могильника салтово-маяцкой культуры, в дружинных курганах Шестовицы, Малышевском могильнике, оставленном муромой. Распространение подобных прямых однолезвийных клинков в дружинной среде племён Днепровского Левобережья связано с влиянием Хазарского каганата.